Купон на скидку 3 % - electro3
Тест лодочных электромоторов на скорость, время и мощность
Многие судовладельцы поглядывают на электромоторы, но не хватает знаний об их эффективности для того, чтобы без страха и упрека сделать покупку. Ну, например, на сколько часов хватит заряда батареи, какую скорость развивают, как поведет себя на течении и прочее. Чтобы избавить от сомнений, чтобы Вы уверенно сделали правильный выбор и не разочаровались в купленном моторе, не предъявляли требований, выполнять которые электромотор не может, да и не предназначен, мы решили провести тестирование. Для этого взяли две надувные лодки разной длины, два тяговых аккумулятора и пять разных электромоторов.
Выбор моторов
Выбор наш остановился на самых популярных у покупателей электромоторах: Minn Kota, Haibo, Flower и Outland. Причем Outland взяли два с разными тягами: ТР44 и ТР34, чтобы убедиться на практике, что эти модели, действительно, отличаются мощностью, а не только цифрами на корпусе. Кроме того, мы усложнили эксперимент тем, что взяли с собой на водоем не только абсолютно новые электромоторы, но еще и послужившие какое-то время верой и правдой своим владельцам. В итоге хотелось получить развернутый ответ на вопросы о работе разных во всех смыслах моторов на разных лодках.
Выбор лодок
Взяли самые покупаемые и часто встречающиеся на наших водоемах лодки Мнев модели «Кайман» двух типоразмеров: 330 и 380 см. Чем руководствовались?
Во-первых, это уже серьезные плавсредства, а не какие-нибудь легкие «однушки». Хотелось усложнить задачу для электромоторов и посмотреть, как они будут с ней справляться. Во-вторых, Мнев «Кайман» имеют классическую конструкцию и форму для моторок, которая повторяется многими производителями: незамкнутый U-образный баллон, концевики конусом и т.п. Таким образом, наш тест будет справедлив для большого количества лодок.
В-третьих, как и говорили уже в начале это самые популярные классические лодки, которые выпускаются второй десяток лет. На воде себя ведут, как положено, без всяких финтов, которые иногда свойственны новым, неизвестным, некачественным и т.п. лодкам.
Аккумуляторы
Взяли два аккумулятора. Один новый на 100 А/ч, второй после 3-х лет эксплуатации, исчерпавший половину своего ресурса после 200 циклов заряда. Соответственно, работа электромоторов должна быть разной в зависимости от того, какая АКБ их питает.
Дополнительное оборудование
- GPS-навигатора для измерения скорости, мы пользовались Garmin Oregon 200
- Вольтамперметр марки Ц4324 понадобился для измерения силы тока и напряжения во время плавания
Акватория и погодные условия
Выехали на местное водохранилище. Общая площадь водной глади около 31 км: длина - 9.5 км и ширина - 3.2 км. Глубина 3.5 м, местами до 8 м. Погода была малооблачная, ветерок - северо-западный 3-5 м/с.
Подробнее об электромоторах
Каждый производитель выпускает модельный ряд из электромоторов разных мощностей. Самые маленькие имеют тягу 13 кг, они предназначены для передвижения лодок общим весом с пассажирами и грузом до 600-800 кг. Самые мощные до 25 кг устанавливают на суда водоизмещением до 1.5 тонны. Мы выбрали те модели, которые подходят для средних лодок ПВХ. Это электромоторы с тягой 32-34 фунта или 14.5-15.5 кг.
Испытуемые лодочные электромоторы
Minn Kota Enduro Pro 32 – бренд является лучшим на рынке электромоторов. В эксплуатации данный экземпляр был более двух лет, причем до сих пор никакого ремонта ни разу не потребовал. Его характеристики: тяга на максимальной скорости – 14.5 кг или 32 lbs, рассчитан на оснащенную лодку до 680 кг, штанга – легкая, сделана из композитного материала, высота - 76 см, вес мотора невелик – 7.3 кг. Винт – две лопасти. Имеется 5 скоростей вперед и три назад.
Flover F33T – абсолютно новый, только что из упаковки. Его характеристики: тяга на максимальной скорости – 15 кг или 33 lbs, рассчитан на снаряженную лодку до 800 кг, штанга высотой 75 см выполнена из композитного материала, вес – 6.8 кг. Винт – две лопасти. Для передвижения есть пять скоростей вперед и три назад. И внешне, и по характеристикам мотор очень напоминает Minn Kota. В процессе тестирования узнаем, так ли они схожи в работе. Особенность Flover F33T – наличие инди- катора заряда батареи, который этот самый заряд и потребляет. Поэтому отзывы о данной опции у рыбаков противоречивые.
Outland TP 34 – мотор в эксплуатации два года, никаких нареканий не было. Характеристики: тяга на максимальной скорости – 15.4 кг или 34 lbs, рассчитан на снаряженную лодку весом до 1100 кг, высота штанги - 78 см, вес – 6.7 кг. Винт – две лопасти. Есть 5 скоростей вперед и 2 назад. По параметрам электромотор схож с Minn Kota, но вот допустимый вес лодки почти вдвое больше. Либо один производитель поскромничал, либо другой завысил возможности своей продукции. Этот интригующий момент тоже удастся выяснить в ходе тестирования.
Haibo ЕТ 34L – в эксплуатации три года без нареканий. По внешнему виду и характеристикам один в один совпадает с Outland TP 34. Тяга в рывке – 15.4 кг или 34 lbs, рассчитан на снаряженную лодку весом до 1100 кг, высота штанги - 78 см, вес мотора – 6.7 кг. Винт – две лопасти. Любопытно, что на форумах многие заявляют, что этот электромотор на 5-ой скорости делает всех представителей своего класса. Это мы тоже проверим.
Outland TP44 – отходил меньше сезона, не принадлежит к классу уже названых моделей, поскольку имеет большую мощность – 19.95 кг, может тянуть судно водоизмещением 1350 кг. Металлическая штанга увеличенной длины - 91 см указывает на то, что этот агрегат подходит для катера с высоким бортом. Вес – 9.55 кг. Винт – трехлопастной.
Начало тестирования
1. Взвешивание. Вес каждого из пяти моторов проверяли на настольных весах «Невские» до 15 кг. Самое большое расхождение оказалось у Minn Kota – на 720 г легче, чем заявлено производителем, у остальных моторов плюс/минус 60-140 г.
2. Сила потребляемого тока. Измеряли вольтамперметром при каждой скорости каждый электромотор.
Тест проводили для того, чтобы заранее прикинуть, какой мотор будет самым быстроходным. Ведь понятно: чем более высокие токи потребляет мотор, тем лучше у него должны быть скоростные характеристики. Это хороший задел для будущего тестирования на скорость. Сопоставив полученные на этом этапе данные со скоростью передвижения лодки, мы сможем судить о КПД каждого мотора.
Выводы по результатам замеров силы потребляемого тока:
1. Выяснилось, что величины потребляемого тока на одних и тех же передачах у разных моторов если и отличаются, то незначи- тельно. Следовательно, и скорость передвижения лодок под ними должна быть примерно одинаковой. Если этот логичный довод не подтвердится в ходе испытания, значит КПД у моторов разный.
2. Интересно, что Minn Kota 32 на пятой передаче потребляет столько же тока, сколько самый мощный из взятых нами электро- моторов Outland ЕТ 44 на четвертой скорости. Проверим, будут ли они передвигать лодку с одинаковой скоростью.
3. «Близнецы» Haibo ET34L и Outland ЕТ 34 и тут ничем не отличились. На всех пяти скоростях у них абсолютно одинаковое - потребление. Уже понятно, что моторы выпускает один производитель.
4. Flover в потреблении схож с Minn Kota, есть лишь небольшая разница в 1мА: на 1-ой, 2-ой и 4-ой передачах.
Тест на максимальную скорость на лодке Кайман
Логично проводить это испытания на одном и том же отрезке водоема для обеих лодок и всех пяти моторов, что мы и сделали. В нашем случае маршрут был таким: берег – остров и обратно на тот же берег. Расстояние по навигатору Garmin Oregon 200 – 340 м. Этим же прибором мы замеряли скорость. Погрешность, конечно, не исключена, но все тесты проводились одинаково при равных условиях.
Итак, каждый мотор мы ставили по очереди сначала на лодку Кайман длиной 330 и преодолевали расстояние до острова и обратно на каждой из пяти скоростей. Максимальные показатели навигатора заносили в таблицу. Ветер в сторону острова был попутный, в обратную – встречный. Следовательно, получилось три показания скорости: по ветру, против ветра и среднее значение. Мы усложнили тест еще и тем, что меняли нагрузку. Лодка поочередно перевозила одного, двух и трех пассажиров. Вес мотора и аккумулятора мы не учитывали, на всех заплывах с одним и тем же мотором и аккумулятором он оставался постоянным – около 40 кг.
Результаты:
1. Самым быстрым, как и предполагалось, оказался самый мощный Outland TP44 – средняя скорость на пятой передаче при загрузке лодки в 220 кг – 5.5 км/час.
2. Удивительно, что Haibo ET34L показал практически ту же скорость, что и Outland TP44 при загрузке 220 кг (трое седоков), а с 80 и 160 кг на борту оказался даже немного шустрее.
3. Ничем не отличающиеся до сих пор Haibo ET34L и Outland TP34 наконец-то продемонстрировали различия. Outland Tp34 отстал от лидеров – 5.3 км/час на 5 передаче, однако это был третий результат из пяти возможных. Но однозначно видно, что начинка у этих «близнецов», все же, не идентична.
4. Еще один любопытный факт – максимальную скорость моторы демонстрировали при максимальной загрузке лодки. Объясняется это совокупностью причин. Прежде всего, улучшается гидродинамика снаряженной по максимуму лодки. Кроме того, не исключены погрешности прибора и несовершенство методики. В любом случае погрешности и несовершенства были для всех равны.
5. Самым тихоходным оказался самый маленький Minn Kota 32 – 4.8 км/час на 5 передаче.
6. Flover 33T показал неплохие результаты, заняв ожидаемое место – между менее мощным Endura Pro 32 и более сильными Haibo ET34L и Outland TP34.
Тест на максимальную скорость на лодке Кайман 380
Далее мы повторили те же испытания, но с лодкой Кайман 380. Только на этот раз загрузка была одна для всех заплывов – два пассажира, вес – 160 кг. Результаты оказались неожиданными. Предполагалось, что более маленькую и легкую лодку Кайман 330 моторы должны были передвигать быстрее, хотя бы из-за меньшего сопротивления воды и ветра. Однако все модели показали примерно одинаковые скорости для лодок разных габаритов.
Отличился лишь Outland TP44, который большую лодку повел с еще быстрее, чем маленькую. Объяснить это можно длиной штанги. У данного мотора она рассчитана на высокий борт, поэтому мотор «сел» на Кайман 380 правильнее, а на маленькой лодке этот нюанс мешал развить лучшую скорость.
Во всех экспериментах все моторы заглублялись на одинаковый уровень. У остальных четырех моделей длина штанги практически одинаковая. Почему они на большой лодке показали туже скорость, что и на маленькой?
Возможные причины:
1. Кайман 380 просторнее, нагрузка в нем распределяется равномерно, что не могло не сказаться положительно на ходовых качествах.
2. Кайман 380 обладает лучшими мореходными качествами, в нашем случае лодка меньше зарывалась в волну.
Но выводы делать рано, впереди испытание на расход энергии и экономность и только тогда можно судить об эффективности.
Тест на экономичность
Мы взяли новый аккумулятор емкостью 100 А/ч и решили проверить, сколько времени проработает каждый мотор до полного разряда батареи на каждой из передач. Пять моторов, пять передач, полная зарядка АКБ длится более суток. Можете предположить, сколько времени длился этот эксперимент…
Результаты ничем не удивили. Самый маломощный Minn Kota Enduro Pro 32 оказался самым долгоиграющим – 2.8 часов на 5 передаче. Outland ТР 44, как самый тяговитый в пятерке, оказался самым энергоемким и, соответственно, проработал меньше всех – 1.7 часов.
Тест для АКБ
Если Вы помните, мы брали два аккумулятора: один новый на 100 А/ч, второй с ресурсом 50% после трех лет интенсивного использования. Цель этого теста – показать, как изменяются возможности батареи в зависимости от срока ее эксплуатации.
Испытание провели на Кайман 380 с загрузкой 160 кг под мотором Haibo ET34L. Ставили поочередно: новый аккумулятор, потом – б/у, существенной разницы не обнаружили. Выходит при правильном использовании со временем аккумулятор не теряет своих свойств.
Напомним, какие батареи можно использовать для электромоторов:
- Простой свинцовый не желательно использовать, поскольку эта АКБ не рассчитана на глубокий разряд. - Тяговый свинцовый годится для электромоторов, может глубоко разряжаться, но долго его хранить в таком состоянии нельзя. Осыпаются пластины, и теряется емкость. - Гелевые АКБ подходят для лодочных моторов, переносят глубокий разряд, хорошо хранятся в таком состоянии, но стоят в 2 раз дороже свинцовых той же мощности.
Самые популярные АКБ среди водномоторников – свинцовые тяговые. Их рабочего ресурса хватает на 400 циклов. Главное правило – беречь от высоких токов, оптимальные показания для заряда – 8-10 А.
Тест на пройденное расстояние без подзарядки
Этот последний тест должен продемонстрировать эффективность испытуемых моторов. Мы уже выяснили, что при работе на смежных передачах, например, на 4-ой и 5-ой скорость прибавляется мало ощутимо. Зато продолжительность работы без подзарядки аккумулятора значительно уменьшается. Для этого теста достаточно сделать математические расчеты без всяких заплывов. Путь равен скорости, помноженной на время. У нас уже есть время работы каждого мотора при каждой передаче на одном заряде батареи. Скорости мы взяли тоже из таблицы для Кайман 380 с загрузкой 160 кг.
На меньшей передаче потребление тока меньше, значит, заряда хватит на дольше, лодка уплывет дальше. Первые три передачи мало кого интересуют, а вот 4 и 5-ая – самые ходовые.
Распределение мест в зависимости от дальности на одном заряде АКБ
1. На Minn Kota Enduro Pro 32 можно уплыть дальше, чем на всех остальных: 13.2 км – на 5 передаче и 15.8 км – на 4-ой.
2. Flover 33Т занял почетное второе место, и это, несмотря на его светодиодный индикатор, который тоже потребляет ток.
3. Haibo ET34L – золотая середина нашей пятерки по дальности заплыва – 11.3 км при максимальной скорости.
4. Outland ТР 34 и Haibo ET34L окончательно опровергли схожесть, которая прослеживалась вначале. На 5 передаче Haibo ET34L проплывет больше, а на четвертой наоборот. В результате дополнительных замеров сила тока и напряжения в этих моторах оказались идентичными. Вывод один – моторы разные, возможно, отличаются стартерами и обмоткой или разными расстояниями между стартером и якорем. Несомненно одно: при равном потреблении тока электродвигатели везут по-разному.
5. Outland TP 44 заслужил последнее место, поскольку тяга выше, потребление больше, уедет на одном заряде не так далеко (8.2 км на 5 передаче), но зато быстрее всех.
Выводы, какой электромотор лучше, можно сделать самостоятельно. В принципе глобальных различий не выявлено. Все зависит от Ваших собственных критериев и размеров бюджета.
По ходу этого повествования многие рыбаки уже расстались со своими сомнениями и утвердились в решении купить или не покупать лодочный электромотор.